Среда
26.04.2017
16:50
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 345
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гончарная мастерская

Глиняное ремесло



Глина – материал древний, как мир. Глиняные изделия появились в эпоху неолита (6 тыс. лет до н.э.), с появлением человека новой формации, личности более деятельной и одаренной. Исследователи довольно часто называют это время керамическим /4/. Возможности глины позволяют делать из нее множество различных изделий: посуду, игрушки, украшения, предметы быта, даже «книги» (некоторые древние народности писали палочками на влажных глиняных табличках). Много рассказала глина ученым-историкам о жизни наших предков – изделия из обожженной глины пережили многие века и тысячелетия.

Какая-то волшебная тайна заключена в работе с глиной. Из неприглядного комка под руками мастера возникает чудо. На неудержимо вращающийся диск звучно шлепается кусок глины и руки гончара начинают уверено вытягивать нужную форму. Даже неумелый новичок способен создать что-то свое, неповторимое, оригинальное. Наверное поэтому так тянуться к глине дети. Их тяга к творчеству, неограниченная фантазия, желание выразиться и быть лучше других позволяют  создавать трогательные, забавные, удивляющие взрослых изделия. 

ХХ и ХХI века с их новейшими технологиями и искусственными материалами совсем было вытеснили гончарные изделия. Однако во всем мире продолжают сохраняться керамические мастерские и фабрики, по-прежнему работает много художников-керамистов. 


Ольга Алексеевна Шириня - самобытный гончар из Брыкин Бора:

Краткая биография, истоки творчества


Ольга Алексеевна Шириня  родилась в 1954г. в семье учителей. Отец преподавал историю и географию в сельской школе, мать была учительницей начальных классов. В большой и дружной семье, кроме Оленьки, было еще 9 детей. Ольга закончила школу, училась в институте, затем работала, вышла замуж и родила троих детей. Свои творческие способности реализовывала в воспитании детей, художественном вязании и помощи мужу – лесничему Окского заповедника и прекрасному фотографу. И лишь сравнительно недавно нашла свое призвание.

С 1998г. начала работать с глиной. Рязанские мастера Г.А.Сметанина, Г.Е.Хохлова, Г.Г.Красильникова поразили ее своим умением и на всю жизнь «заразили» любовью к глине. Вначале Ольга Алексеевна создавала вещи, похожие на произведения ее учителей, пыталась копировать других мастеров и старорусские глиняные изделия. Но со временем ее самобытная натура нашла выражение в совершенно индивидуальном творчестве, хотя тяга к древним мотивам осталась. Пробуя себя в различных направления гончарного ремесла, Ольга отбирала наиболее близкое и интересное для себя, изучая творчество других мастеров, начинала применять методы и приемы, подходящие для реализации своих замыслов. Глиняные изделия древних мастеров привлекали особенно пристальное внимание. Давний интерес к древнеславянской языческой культуре помог сформировать особое направление в творчестве Ольги Алексеевны – многие ее изделия изображают древних богов, копируют древнерусские обереги, несут на себе языческие знаки.

Предметы, изготовленные Брыкинской мастерицей, имеют разное назначение. Это посуда, украшения, игрушки. Восхищают вещи, украшающие интерьер: расписные колокольчики, декоративные тарелки и вазы, красочные, очень самобытные панно. Фигурки животных и сказочных существ, свистульки и погремушки, предназначенные для детских забав, хочется поставить на полочку и просто любоваться ими. При этом поражает индивидуальность каждой. Даже среди десятка «одинаковых» овечек, изготовленных к Новому Году Овцы, все были разные. Причем, отличались они, в основном, выражением мордочки, подчеркивающим характер каждой.

 Удивительно тонко подбирается способ раскраски и цвет каждого изделия. Для работ Ольги характерны естественные, природные, очень гармоничные тона. Нет кричаще-ярких красок, присущих даже некоторым традиционным школам. Если яркие краски и используются, они уместны и прекрасно сочетаются с другими красками, формой и назначением предмета. Как и положено работам настоящего мастера, изделия Ольги Алексеевны соединяют в себе уместность формы, гармонию цвета и разумное совмещение декоративности и прокладного назначения.

Творчество Ольги Ширини получило признание в профессиональных кругах. Она  регулярно участвует в семинарах, фестивалях и выставках. Ее работы можно увидеть в Спасском краеведческом музее, на Рязанских вернисажах.

 

 

Основные направления работы

 

Современное творчество Ольги Ширини можно условно разделить на три основных направления, хотя все три близки друг другу, порой переплетаются так, что конкретное изделие трудно отнести к какому-то одному из направлений.

Традиционное.

  

  За образцы для своих работ Ольга Алексеевна берет изделия старых мастеров. Знакомится с ними в музеях, отыскивает в книгах по славянской истории и искусству. Особенно богатый материал предоставляли археологические находки Рязанской области.

При раскопках на территории Старой Рязани было найдено множество старинных глиняных изделий. Их формы, украшения, назначение повторяются в вещах, вышедших из-под рук мастерицы. Так, свистульки в виде уточки и свистульки-горшочки, которые наполняются водой и звучат совсем по-соловьиному, выглядят очень похожими на те, которыми забавлялись ребятишки во времена монголо-татарского ига.

Глиняные куклы, одетые в традиционные костюмы жителей разных районов России, привлекают исторической достоверностью деталей костюма. Это куклы в костюмах Тульской области, Спасского и Касимовского районов Рязани.

Древнеславянское (языческое).

  

Славянская мифология давно привлекала Ольгу Алексеевну. Она изучает языческую культуру древних славян везде, где только возможно. Опять помогают книги, музеи, находки в Старой Рязани. Органично перерабатывая эти знания, Ольга создает свои, оригинальные произведения, по мотивам древних славян. Она лепит фигуры древних богов: основатели языческого пантеона и всего рода человеческого Род и Макошь, прядущая нити человеческих судеб Перун – громовержец, богиня красоты Лада, Рожаница, древняя богиня Лосиха с рогами на голове. Эти, забытые христианами, боги привлекают своей необычностью и незнакомостью. Например статуэтка богини Света. Древние, разделявшие Солнце и Дневной свет, изображали Свет в виде женщины с поднятыми вверх руками, на которых иногда сидели птицы.

Когда Ольга Алексеевна показывает свои работы и рассказывает о них, удивляешься глубине ее знаний, красоте и гармоничности языческого мира, его теснейшей связи с природой. Все фигуры и символы имеют свое приземленное объяснение. Они связаны с явлениями природы,  севом и пахотой, рождением и смертью, повседневными делами человека.  Так, необычная фигурка женщины-дерева – древнеславянский символ плодородия. Вот фигурка кота. Это Кот-Баюн. В нашем представлении этот образ связан с пушкинским котом на «цепи златой». Он рассказывает детям сказки перед сном. В древнеславянском мире образ милого котика гораздо глубже и более философский. Этот кот живет на рубеже миров. Он связывает мир реальный и потусторонний. А ведь и в самом деле, засыпая, человек как бы отправляется в другой, нереальный мир.

В Старой Рязани был найден браслет с изображением Семаргла – бога Огня. Он был земным воплощением той пламенной силы, которая воодушевляет воинов в жестоком бою. Изображали его в виде крылатой собаки, что указывает на его роль посредника между бессмертными богами и земными людьми. Позже Семаргла стали называть Переплут. Его главной функцией стала охрана растений. Этот образ Ольга Алексеевна в своем творчестве воплотила в виде расписной свистульки.

Многие языческие божества и мифические животные  изображались на одежде, украшениях, предметах быта. Например, грифон – животное с телом льва, головой орла и огромными крыльями. Это страж богатства, золота и серебра. В северных росписях часто изображался на крышке сундука. Эмблемой силы, мужества и благородства всегда был, пришедший из стран древнего Востока, лев. Образ коня – древнего спутника человека – всегда был любим славянами. Конь олицетворял небесные стихии: ветер, тучу, зори (белый – утреннюю, черный – вечернюю). Крылатый конь мог взлететь «выше лесу стоячего». Персонаж древнерусских легенд Китоврас – получеловек, полуконь. Все эти образы используются Ольгой при изготовлении оберегов, кулонов и других украшений.

Экологическое.



Выйдя замуж за выпускника лесотехнического института, Ольга на всю жизнь связала себя с дикой природой. Муж привез ее в Окский Государственный заповедник. Мещерская природа, с утра до вечера заглядывающая в окна дома, очаровала Ольгу. Близкое знакомство с животными, обитающими здесь – зубрами, кабанами, выхухолью и, конечно же, журавлями - помогло сформироваться особому течению - экологическому.

Многие изделия Ольги Ширини отображают жизнь Мещеры, животных и растения, населяющих ее леса и болота. На посуде, декоративных тарелках и панно, посуде, медальонах, керамических плитках и медалях изображаются сценки из жизни леса или просто животные, обитающие здесь. Ваза, стилизованная под ствол дерева, держит на ветвях гнезда, из дупла выглядывает белка, у подножия свернулась змея. Или ваза-ива с плакучими ветвями-волосами, обрамляющими прекрасное девичье лицо.  И вопрос – какое это направление, экологическое или языческое (девушка явно дриада) не возникает. Хочется просто любоваться этим произведением искусства.

Изготавливая фигурки животных, Ольга Алексеевна стремиться передать их биологические особенности. Можно смело утверждать, что подобные работы уникальны. Ольга сочетает в своих работах мастерство керамиста и зоологические знания, приобретенные во время работы в заповеднике. Поэтому многие животные у нее получаются очень натуральными не просто узнаваемыми, а биологически достоверными. Из фигурок зубров или кабанов можно собрать настоящее стадо, видовую принадлежность изображенной птицы легко определяет любой зоолог. Ведущий специалист заповедника по выхухоли, рассматривая Ольгины игрушки, говорила: «Этот зверек выслеживает добычу, этот рассержен, готов к драке, а этот настороженно принюхивается». Даже животные-свистульки, в которых невозможно избежать стилизации, вполне узнаваемы. Не случайно изделия Ольги Алексеевны ценятся гостями заповедника – таких биологических сувениров нигде больше не найти.

 

Работа с детьми


 

Много времени отдает Ольга Алексеевна работе с детьми. Она ведет студию глиняной игрушки поселка Брыкин Бор. Ребята активно посещают этот кружок. 10 – 12 человек каждую пятницу приходят в контору заповедника на занятия. Глина очень привлекает детей. Им нравится создавать своими руками прочные вещи. Ведь, в отличие от пластилина, глиняное изделие после обжига долговечно, хотя и хрупко. А как здорово раскрашивать свое произведение! А бывает - красишь одним цветом, а после обжига он меняется и становится ярче. Талант работы с детьми позволяет Ольге Алексеевне привлекать ребят не только занимательностью глиняного творчества, но и организацией занятий. Дети лепят изделия по собственному вкусу, кто что хочет, и занимаются тематической лепкой. А уж темы самые разные! «Наш заповедник» - деревья, зубровое стадо, кабаны, лоси, бобры у плотины,  выхухоли, лягушки, журавли. Все, конечно, из глины. «Веселая деревня» - бабы у колодца, мужик с бензопилой, девицы с коромыслами, веселые парни и ребятишки. А тема «У нас в Рязани грибы с глазами, деревья с арбузами» не нуждается в описании. К 70-летию Окского заповедника ребята готовили памятные медали с изображением птиц и зверей, обитающих здесь. Работы участников кружка выставлялись в школе, Спасском краеведческом музее, во время празднования 70-летия ОГЗ в здании конторы заповедника. И неизменно эти выставки привлекают внимание, вызывают неподдельный интерес, удивляют и восхищают.


Керамика - древность и современность

 

Когда-то давным-давно наш далекий предок сделал великое открытие, которое стоит в одном ряду с изобретением колеса, приручением животного, добычей огня. Из куска мокрой земли – глины – он слепил горшок, высушил его на ветерке и на солнце и обжег на костре. Этот первый горшок явился прародителем всех ныне существующих видов керамики, так как принципиальная схема процесса – глина, замешанная на воде, высушенная и обожженная,- остается по сей день неизменной. Соединяя четыре стихии – Землю, Воду, Воздух и Огонь – древний керамист совершал почти мистическое действие. Изобретение гончарного круга усовершенствовало работу керамиста, позволило быстро создавать совершенные формы. Но и добавил мистики, придал волшебный характер труду мастера. Во всех древних верованиях вращающееся колесо символизирует Вселенную, смену дня и ночь, коловращение жизни. Древние свастики – катящиеся колеса – символы плодородия. Все это постоянно возникает на круге, весь процесс работы керамиста насыщен символикой и носит мистический характер. Равнодушными не остаются и зрители.

Время меняет стили керамики, методы работы. Но по-прежнему работа гончара увлекает и завораживает, вызывает желание попробовать самому. Не случайно во многих странах занятия керамикой стали частью туристического бизнеса, а как учебный предмет она широко используется в системе школьного образования многих развитых стран.

Конечно, ничего не стоит на месте. Беспрерывен творческий поиск мастеров, заново рождаются в их руках древние изделия и возникают совершенно новые, необычные формы. И неразрывна нить, связывающая мастеров глубокой древности и  современного гончара. И никакие современные реалистические мировоззрения не уничтожат завораживающего волшебства вращающегося круга и сказочности возникающих под ловкими пальцами форм.


Сюда же:

"Статья из газеты Рязанские ведомости" о Гончарной мастерской Ольги Алексеевны Ширини.